ДомойИнтересноеСоциология: Основатели социологии

Социология: Основатели социологии

Традиционно родителем социологии считается великий французский философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857), который впервые использовал термин социология в своем курсе позитивной философии (хотя он предпочел бы назвать эту социальную науку физической , он сдался, потому что этот термин использовали другие авторы того времени).

Социология, определенная Контом как позитивная наука об обществе (то есть точно такая же, как и у других наук, использующих методы исследования с доказанной обоснованностью), заняла в своей концепции привилегированное место в своей системе классификации наук, а не только более общий и конкретный среди наук, но и новейший синтез научных знаний. 

Будучи высшим синтезом позитивных человеческих знаний, социология является «королевой науки», потому что, с одной стороны, она основана на законах, открытых всеми другими науками, их результатах и, с другой стороны, поскольку она окончательно ориентирует все знания. научный к человеческому смыслу. По словам Конта, без социологии математика и астрономия, физика и химия и даже биология не имеют человеческого значения и не могут стать культурными символами общества, а их сила и полезность никоим образом не могут быть использованы.

Социология, которая соответствует положительному этапу развития науки, в социальной статистике разделена, по словам Конта, на анализ институциональной структуры общества, от семьи до церкви и государства, а также на социальную динамику, которая представляет собой исследование социальных и институциональных изменений. Воспринимая общество как организм, основанный на порядке, зависящем от интересов его членов, Конт признал, что социология — это наука, которая стремится изучать социальную реальность, отличную от биологической и органической.

Со времени своего появления социология претерпела сильное развитие

Со времени своего появления социология претерпела сильное развитие, часто противоречивое, материализованное в попытках прояснить конкретный объект исследования, его конкретные проблемы, способ сообщения другим наукам и связь с конкретными социальными реалиями, разработки. совершенствование собственного концептуально-методического аппарата и т. д.

Из целого ряда великих социологов, внесших решающий вклад в обоснование и описание специфики этой науки, чаще упоминаются:

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер (1820-1903), развивший после Конта органистическую теорию об обществе, согласно которой общество аналогично биологическому организму и, следовательно, развивается аналогично ему, проходя через все стадии развития организма от рождения до смерть, в результате действия некоторых законов. По словам Спенсера, эволюция общества не является линейной, и в определенных социальных и культурных условиях она может регистрировать застойные процессы или даже регресс. По сути, развитие общества заключается в переходе из состояния распада в структурированное состояние, а его целью является создание состояния равновесия.

Карл Маркс

Карл Маркс (1818-1883), считавший, что общество развивается не только спонтанно, но и благодаря непосредственному вмешательству человека. Он представляет собой систему, состоящую из сил и производственных отношений, структурированную на экономической основе и надстройке. По его мнению, социальные изменения происходят, когда производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил, а двигателем общественного развития является классовая борьба, существующая в любом обществе на основе частной собственности за средства производства, которые обязательно порождают конфликт между владельцами средств производства и теми, кто продает их труд.

Маркс стремится раскрыть механизмы организации и функционирования капиталистического общества и обосновать необходимость коммунистической революции и создания общества без антагонистических социальных классов и частной собственности на средства производства.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (1858-1916), который впервые попытался четко обозначить объект социологии как науку о социальных фактах, рассматриваемых как вещи и определяемых как способы действий или существования, фиксированные или нет, способные осуществлять человека. внешнее ограничение. Согласно Дюркгейму, общество — это автономная сущность, независимая от составляющих ее индивидов, социальные факты, как объективированные формы коллективного сознания, развивающиеся независимо, не подчиняющиеся индивидуальным волям. Само общество действует как система ограничений, социальные факты действуют на людей и приводят к их социализации, усваивая их поведенческие стандарты («способы действия») общества, в котором они живут.

Дюркгейм анализирует развитие общества в результате перехода от механической солидарности (специфичной для примитивных обществ, для которой характерно очень простое разделение труда и общий набор убеждений, обычаев и ритуалов, известных, принятых и применяемых всеми) к органической солидарности(характерно для более развитых обществ и, в частности, для современного индустриального общества, характеризующегося все более сложным разделением труда, социальной неоднородностью, сочетанием социального порядка с индивидуальной свободой, личной независимости с необходимостью взаимозависимости с другими). Дюркгейм считает, что разновидности социальной солидарности лучше всего можно выделить, изучая закон в его конкретном социальном фактическом качестве как видимый символ.

Французская социологическая школа, основанная и управляемая Дюркгеймом, провела обширную исследовательскую деятельность, которая привела к утверждению и сильной консолидации новой науки.

Макс Вебер

Макс Вебер (1864-1920), который считает, что социальные факты являются понятными фактами, потому что социолог, как социальное существо, изучает их изнутри, проявляя себя внутри исследуемого объекта, в отличие от природных явлений, которые изучаются извне. Поэтому в основе социологии лежит понимание (понимание) людей, их способность понимать, как происходят человеческие действия.

Важным вкладом Вебера является его теория об идеальном типе, как абстрактной реконструкции, существенной из эмпирической реальности, с преимуществами методологического инструмента социологического знания, настаивающего на бюрократии как идеальном типе социальной организации.

Согласно Веберу, социология — это наука о человеческом действии (понимаемая как поведение человека, ориентированное на других людей, продукт решений, которые его понимают), всеобъемлющая и объяснительная наука.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Из последнего