Традиционно считается, что метрополитен самый надежный и безопасный вид транспорта. На метрополитене действует множество строгих правил, вплоть до запрета входа пассажиров в нетрезвом виде — ведь многое зависит не от персонала метро, а от поведения пассажиров. По здравой логике, это действительно так — практически исключена возможность столкновения поездов или падения их с откоса, как обычных железнодорожных составов. В метро не выедет на пути легковушка.
Кстати, сколько бы ни передавали страшные рассказы о гигантских крысах, якобы живущих в подземных перегонах, но зоологам не удалось заполучить ни одного экземпляра. Хотя довольно откормленные зверьки и шныряют иногда по рельсам прямо при пассажирах.

Оцени мою крысу
Эта неприятность присуща всем метрополитенам. Например, сотрудники метро Нью-Йорка (США) создали сайт «Оцени мою крысу», куда каждый желающий может выложить фото и видео с этими малоприятными животными. Цель у создателей сайта самая благая — привлечь внимание властей и общественности к проблеме.
Но что интересно — сами пассажиры во многом способствуют развитию популяции крыс — на видеозаписях видно, как крысы тащат с рельсов в свою норку … кусок сосиски в тесте. Как он там оказался? Явно брошен ожидающим состав пассажиром перед входом в вагон метропоезда. На самом деле к безопасности крысы имеют прямое отношение: они, конечно, не нападут кусаться и царапаться, но инфекцию разносят.
Пассажиры
Опасность одушевленного происхождения — сами пассажиры. Нельзя убедить не спускаться в метро человека, который слегка «хлюпает носом». Возможно, в кондиционируемом воздухе офиса и просто на улице он не опасен — но в метро довольно высокая скученность людей при относительно ограниченной циркуляции воздуха. Проще говоря, в метро мы все дышим общим воздухом.
Бороться на официальном уровне с этим сложно — единственное, что могут ограничить «Правила поведения в метрополитене», это появление лиц в грязной и пачкающей одежде (впрочем, такое правило действует во всех видах транспорта). Но ничего не сказано о состоянии здоровья пассажиров — иначе пришлось бы выстаивать огромные очереди к медикам, измеряющим температуру у желающих всего лишь проехать две остановки до места работы.

Остается одно — обладать каждому совестью и здравым смыслом, понимать, что инфекции, легко передающиеся в метро, занесены туда не марсианами и тем более не сотрудниками метрополитена.
Как раз машинисты и другой персонал проходят строгий медицинский контроль.
Пассажиры также иногда толкаются — и это главная опасность. В метро много опасных мест, избежать которых практически невозможно: это, в первую очередь, перроны и эскалаторы. Здесь можно упасть, причем с весьма серьезными последствиями. Эскалатор, как мы знаем с детства, — «лестница-чудесница».
Чудес не будет, если выполнять правила поведения на эскалаторе, о которых постоянно сообщают в громкоговоритель дежурные сотрудники. Например, просьба «стойте справа, проходите слева» — не ущемление нашей свободы передвижения. Пассажиры, продвигающиеся вперед в надежде обогнать тихоходный эскалатор, могут толкнуть тех, кто стоит посередине ступеньки. Свалятся кубарем вместе оба, и еще все те, кто у них на пути.
Правило поведения на эскалаторе
Еще одно правило поведения на эскалаторе касается сумок-тележек и прочего багажа. Его запрещено ставить на ступеньки и перила, так как велик шанс попадания в движущуюся часть каких-то деталей поклажи — те же лямки рюкзака. По этой же причине дежурные у эскалатора настойчиво рекомендуют в свой громкоговоритель: «придерживайте полы длинной одежды». Затягивание одежды в эскалатор — страшное событие, потому что мало шансов избавиться от одежды быстро, и это означает, что в зубья гребенки попадут руки, ноги и другие части тела.

Перрон тоже таит в себе много опасностей. К сожалению, абсолютно все происшествия, которые на нем происходят, в основе имеют только человеческий фактор. Перрон — ровное место, технических неполадок на полу быть не может. Но вот падения людей с перрона на рельсы происходит регулярно. Как и падение вещей.
Есть ограничительная линия, на новых станциях она вообще светящаяся. Звучат громкие и четкие объявления: «В ожидании поезда отойдите от края платформы! Не заходите за ограничительную линию! «. Падение на рельсы чревато не только ушибами и переломами испачканной одеждой. Под самой платформой проходит контактный рельс с высоким напряжением, если попасть на него рукой или другой частью тела — обеспечен смертельный удар током.
Вагон метро
Вагон метро опасен при посадке в него — можно промахнуться и попасть ногой между вагоном и платформой, что как минимум заканчивается ссадинами и потерянной обувью. Опасны и раздвигающиеся двери — руки могут «уехать» в двери, результатом будут ссадины и переломы кисти.
Особую опасность представляет пожар в метро. История метрополитена таких ужасов, чтобы пламя вырывалось из-под земли, не знает.
А вот задымление в вагоне, возгорание тормозных колодок — это, к сожалению, реальная ситуация. Причем чем больше пассажиров проходит без билета, прыгая через турникет, тем чаще будут происходить аварии — а на какие деньги метрополитен покупает запчасти, не задумываются?
Если в поезде возникнет какая-либо экстремальная ситуация — главное не паниковать. В вагоне метро есть кнопка связи с машинистом. Нажми и говори. Номер вагона указан в начале и в конце вагона вверху на стене. И обычно еще рядом с кнопкой.

Не пытайся выйти из вагона
Не пытайся выйти из вагона. Машинисту виднее, что делать, его учили действовать во всех экстремальных ситуациях. Возможно, он предпочтет вывести состав на станцию. И все попытки вылезти из вагона только нарушат уже согласованный по рации план действий и станут причиной развития пожара прямо в тоннеле.
Машинист имеет право принять решение выводить пассажиров по шпалам. Он обязательно дождется сигнала о том, что напряжение снято, и выведет всех пассажиров. Если без команды полезешь в окно, то, как раз, и попадешь на контактный рельс, под высоким напряжением.
И главное — при всех коллизиях надо внимательно слушать и немедленно выполнять указания машиниста.