ДомойПсихологияПереходный возраст: маленький взрослый человек

Переходный возраст: маленький взрослый человек

Подростковый возраст – это сложный период физиологической и психологической перестройки личности. Выйдя из детства, не став еще взрослым, подросток беззащитен перед внешним миром. Его попытки найти себя в этом мире, самоутвердиться в нем, нуждаются в понимании и поддержке близких людей, прежде всего родителей.


Сложность взаимоотношений родителей с детьми подросткового возраста, чаще всего рождается на непонимании и непризнании родителями факта взрослости ребенка. В это время возрастает страх за него и хочется уберечь его от «роковых» ошибок. Имея уже достаточный опыт о мире, в котором живет, подросток хочет понять – как этот мир принимает его, и испытывает его на прочность. Поэтому родителям важно не мешать ребенку принимать самостоятельные решения, а вовремя поддержать одобрением или советом, не оскорбляющим его самолюбия. 

Если в подростковом возрасте огородить ребенка от ошибок и боли, причиняемой самостоятельным, но неправильным решением, то подросток вырастит в инфантильного человека. Все творческое начало, бывшее в нем, погибнет. Проходя сложный период взросления, ребенок нуждается, прежде всего, в понимании, в том, чтобы ценили его и принимали таким, какой он есть! И если здесь родители встанут только на путь наставления, одергивания и понукания, тогда подросток может уйти туда, где его поймут и оценят.

К сожалению, это может быть и криминальная группировка, а может и виртуальный мир интернета. То, чего подросток не смог получить с помощью родителей, он получит в интернете – информацию соцсетей, общение через большие пространства, почерпнуть знания из разных областей и сфер деятельности человека и т. д.

Подростковый период сложен для ребенка и в школе, где программа старших классов требует от него большой умственной деятельности постижения наук, в которых он часто совершенно не заинтересован. Если это сказывается на оценках, которые не поднимаются выше тройки, тогда ребенок может попасть в разряд отстающих. Это понизит его самооценку, и он перестанет верить в свои силы и способности. В этом случае часто обостряется отношение ученика с учителем. Ведь у учителя нет возможности заниматься с каждым индивидуально.

Поддержка родителей здесь должна заключаться в спокойном разговоре с ребенком, чтобы выяснить причину его неудовлетворенности и недовольства учителем, а также разобраться в претензиях учителя к их ребенку. Здесь важно не встать на сторону учителя и не оправдывать во всем подростка, ругая школу. Спокойный разговор в уважительном тоне, покажет ребенку вашу заинтересованность в его судьбе.

К сожалению, родители часто пытаются вырастить из ребенка человека по составленной заранее схеме, рожденной из своих представлений. Пытаются сделать так, чтобы он достиг того, чего не удалось им. Это тоже рождает недовольство подростком, что усугубляет конфликтную ситуацию и укрепляет у него чувство своего несовершенства. Родителям важно понять склонности, увлеченности и способности своего ребенка. Они должны поддержать его устремления и помочь почувствовать свои силы в возможности достижения цели.

Сейчас, в столь быстро меняющемся мире, очень сильно отличаются условия развития подростка от тех, в которых развивались и росли его родители. Поэтому выражения: «А вот я в твои годы…» может нести только познавательную функцию, а не воспитательную! В этих условиях нужно дать подростку возможность принимать решения и действовать самостоятельно в нестандартных ситуациях. В семье он может научиться вести переговоры, почувствовать себя на равных и приобрести уверенность в своих силах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Из последнего